Софт плюс сервис минус конкуренты |
||||
(495) 123-37-58 Москва С.-Петербург Ростов-на-Дону Екатеринбург Нижний Новгород >> просмотреть все города |
Продажа ПО MicrosoftОфисные программы Word, Exсel, Outlook. Операционные системы Windows. |
Антивирусные программыПрограмм для защиты от вирусов, троянов и червей. |
Графические программыПродажа Photoshop, Pagemaker, Illustrator. |
|
Софт плюс сервис минус конкурентыДва года назад Стив Балмер публично заявил, что на протяжении следующих десяти лет Microsoft трансформирует свои продукты и сервисы таким образом, чтобы они стали доступны онлайн. И предупредил партнеров компании, чтобы они готовились к переходу от традиционной схемы поставок лицензий на ПО к использованию в своем бизнесе модели, которую Редмонд назвал "софт плюс сервис" (Soft plus Service, S+S). Было заявлено, что сама Microsoft не собирается зарабатывать на услугах конечным пользователям. Это важно. До сих пор все успехи Microsoft были обеспечены политикой взаимодействия с партнерами, которые в совокупности зарабатывают, продавая и внедряя и обслуживая ПО Microsoft, в семь раз больше, чем сама корпорация. S+S – это редмондовский вариант модели, которую на IT-рынке принято называть софт-как-сервис (Software as a Service, SaaS). Поначалу идея SaaS воспринималась, как отход от схемы продаж лицензий на ПО в сторону увеличения доходов от предоставляемых заказчику услуг. В таком варианте под эту категорию попадает и почти вся модель Open Source, и аренда программных продуктов, и получение ПО по подписке. Скептики говорили, что в концепции SaaS вообще нет ничего нового – это просто новое название, известное еще с конца 90-х годов модель ASP (Application Service Providing), когда заказчик или размещал свои программы на IT-инфраструктуре провайдера или брал у него же эти программы в аренду. Определенная доля истины в таком суждении есть, но все оно не вполне верно. В современном понимании SaaS подразумевает не просто отказ заказчика от развертывания ПО у себя на площадке, а использование готовой бизнес-услуги сервис-провайдера. То есть если вам нужно автоматизировать управление складом, что вы подписываетесь на такую услугу, в общем случая даже не задумываясь – на какой программной платформе провайдер это будет выполнять, SAP или "1С". Главное – чтобы все это работало, справлялось по нагрузке и т.д. Как это будет обеспечено – не ваша проблема, это головная боль вашего провайдера. Ваши проблемы – использование ПО, поставляемого вам по модели SaaS, в вашем бизнесе. Тонкий момент заключается в том, что SaaS не очень вписывается в традиционные деловые модели сложившейся на сегодня индустрии ПО. По-большому счету, SaaS – это вообще не софтверный бизнес, хотя в его основе лежат очень серьезные программные технологии. SaaS – это сфера поставщиков услуг. В этом плане к SaaS-концепции гораздо ближе компании вроде Google (которая является не IT-компанией, а сервис-провайдером), а не та же Microsoft. И, соответственно, если посмотреть на вопрос именно с такой точки зрения, то понятно, что традиционные поставщики ПО стоят перед таким вопросом: смогут ли они предложить SaaS-провайдерам подходящие им технологии или такие средства раньше их создадут другие, новые игроки рынка? Есть о чем тут подумать и внедренцам-интеграторам, так как их роль в такой модели заметно меняется. Нетрудно увидеть, что как раз бизнес-модель (и прежде всего партнерская модель по продаже ПО), которая принята Microsoft, не очень вписывается в концепцию SaaS. Но тут надо отдать должное Редмонду. Там давно усвоили принцип: "если врага нельзя победить, то нужно сделать его своим союзником". И если посмотреть на софтверный рынок, то можно увидеться, что как раз Microsoft наиболее активно занялась продвижением в массы идей SaaS, точнее, S+S. Почему S+S? Потому что Microsoft считает, что модель предоставления готовых услуг не отменяет традиционную схему покупки и установки у себя заказчиком коробочного ПО. У клиента должен быть выбор – от основная идея S+S. Хотя Балмер предупредил мировое сообщество партнеров Microsoft о наступлении эпохи S+S еще два года назад. Но до недавнего времени в России о продвижении этой концепции не было речи. Однако – "все течет, все изменяется". Корпорация сочла, что и в нашей стране рынок морально созрел для использования подобных инноваций. Об этом было четко сказано на российском партнерском форуме, прошедшем в апреле, а сейчас московское представительство решила серьезно заняться продвижением идей S+S и в широкие массы заказчиков. И даже собрала в минувшую пятницу журналистов, чтобы с их помощью разъяснить публике, что корпорация намерена сделать, чтобы среагировать на желание своего потребителя не иметь дела поставщиками софта иначе, как онлайн. Выяснилось следующее. Сегодня в арсенале Microsoft имеется набор сервисов, которые можно разделить на несколько классов:
В то же время представители Microsoft подчеркивают, что продвижение модели S+S – это не самоцель. И заказчикам, и Microsoft нужно, что партнеры могли предоставлять на рынке широкий спектр услуг всех моделей – и традиционных (простейшая перепродажа программных продуктов) до самых современных, рассчитанных исключительно на обслуживание пользователя в режиме онлайн. Российский рынок ПО тем временем развивается собственным путем (дрейфуя, разумеется, под влиянием глобальной тенденции в сторону онлайн-обслуживания потребителей). В ход идут прежде всего продукты, функционально, казалось бы несложные, но позволяющие IT-консультанту эффективно работать без того, чтобы самому приезжать к заказчику. Например, популярным вариантом реализации того, что в Microsoft называют «S+S», в России стало использование продукта Radmin производства Famatech. Он позволяет, связавшись с компьютером заказчика, с абсолютной точностью эмулировать (имитировать) работу на нем. IT-консультант получает, таким образом, возможность выполнить обслуживание ПО удаленно, онлайн, в реальном времени. Функционально аналогичные средства встроены в состав операционных систем Windows, но по удобству и эффективности они уступают продукту независимого производителя. Этот пример – отнюдь не пример неудачи Microsoft. Напротив, именно такие продукты, как Radmin, обогащают корпорацию, позволяя одновременно зарабатывать ее партнерам – таким компаниям, как Famatech. Вопрос об успехе или неудаче майкрософтовской концепции S+S в России сводится, таким образом, к вопросу, во-первых, о том, будет ли уровень компьютерного пиратства в России находится на приемлемом уровне. Тенденция последних двух лет позволяет дать положительный ответ на этот вопрос: Россия стала страной, где имеет место цивилизованная торговля программным обеспечением. Во-вторых, успех S+S зависит от того, найдет ли Microsoft в нашей стране достаточное количество компаний-партнеров, чья квалификация позволяет продавать и поддерживать технологии S+S. |