Софт плюс сервис минус конкуренты


(495) 123-37-58 Москва
 С.-Петербург
 Ростов-на-Дону
 Екатеринбург
 Нижний Новгород
>> просмотреть все города

Графические программы

AdobeПродажа Photoshop, Pagemaker, Illustrator.

Софт плюс сервис минус конкуренты

Два года назад Стив Балмер публично заявил, что на протяжении следующих десяти лет Microsoft трансформирует свои продукты и сервисы таким образом, чтобы они стали доступны онлайн. И предупредил партнеров компании, чтобы они готовились к переходу от традиционной схемы поставок лицензий на ПО к использованию в своем бизнесе модели, которую Редмонд назвал "софт плюс сервис" (Soft plus Service, S+S). Было заявлено, что сама Microsoft не собирается зарабатывать на услугах конечным пользователям.

Это важно. До сих пор все успехи Microsoft были обеспечены политикой взаимодействия с партнерами, которые в совокупности зарабатывают, продавая и внедряя и обслуживая ПО Microsoft, в семь раз больше, чем сама корпорация.

S+S – это редмондовский вариант модели, которую на IT-рынке принято называть софт-как-сервис (Software as a Service, SaaS). Поначалу идея SaaS воспринималась, как отход от схемы продаж лицензий на ПО в сторону увеличения доходов от предоставляемых заказчику услуг. В таком варианте под эту категорию попадает и почти вся модель Open Source, и аренда программных продуктов, и получение ПО по подписке. Скептики говорили, что в концепции SaaS вообще нет ничего нового – это просто новое название, известное еще с конца 90-х годов модель ASP (Application Service Providing), когда заказчик или размещал свои программы на IT-инфраструктуре провайдера или брал у него же эти программы в аренду.

Определенная доля истины в таком суждении есть, но все оно не вполне верно.

В современном понимании SaaS подразумевает не просто отказ заказчика от развертывания ПО у себя на площадке, а использование готовой бизнес-услуги сервис-провайдера. То есть если вам нужно автоматизировать управление складом, что вы подписываетесь на такую услугу, в общем случая даже не задумываясь – на какой программной платформе провайдер это будет выполнять, SAP или "1С". Главное – чтобы все это работало, справлялось по нагрузке и т.д. Как это будет обеспечено – не ваша проблема, это головная боль вашего провайдера. Ваши проблемы – использование ПО, поставляемого вам по модели SaaS, в вашем бизнесе.

Тонкий момент заключается в том, что SaaS не очень вписывается в традиционные деловые модели сложившейся на сегодня индустрии ПО. По-большому счету, SaaS – это вообще не софтверный бизнес, хотя в его основе лежат очень серьезные программные технологии. SaaS – это сфера поставщиков услуг. В этом плане к SaaS-концепции гораздо ближе компании вроде Google (которая является не IT-компанией, а сервис-провайдером), а не та же Microsoft. И, соответственно, если посмотреть на вопрос именно с такой точки зрения, то понятно, что традиционные поставщики ПО стоят перед таким вопросом: смогут ли они предложить SaaS-провайдерам подходящие им технологии или такие средства раньше их создадут другие, новые игроки рынка? Есть о чем тут подумать и внедренцам-интеграторам, так как их роль в такой модели заметно меняется.

Нетрудно увидеть, что как раз бизнес-модель (и прежде всего партнерская модель по продаже ПО), которая принята Microsoft, не очень вписывается в концепцию SaaS. Но тут надо отдать должное Редмонду. Там давно усвоили принцип: "если врага нельзя победить, то нужно сделать его своим союзником". И если посмотреть на софтверный рынок, то можно увидеться, что как раз Microsoft наиболее активно занялась продвижением в массы идей SaaS, точнее, S+S.

Почему S+S? Потому что Microsoft считает, что модель предоставления готовых услуг не отменяет традиционную схему покупки и установки у себя заказчиком коробочного ПО. У клиента должен быть выбор – от основная идея S+S.

Хотя Балмер предупредил мировое сообщество партнеров Microsoft о наступлении эпохи S+S еще два года назад. Но до недавнего времени в России о продвижении этой концепции не было речи. Однако – "все течет, все изменяется". Корпорация сочла, что и в нашей стране рынок морально созрел для использования подобных инноваций. Об этом было четко сказано на российском партнерском форуме, прошедшем в апреле, а сейчас московское представительство решила серьезно заняться продвижением идей S+S и в широкие массы заказчиков. И даже собрала в минувшую пятницу журналистов, чтобы с их помощью разъяснить публике, что корпорация намерена сделать, чтобы среагировать на желание своего потребителя не иметь дела поставщиками софта иначе, как онлайн. Выяснилось следующее.

Сегодня в арсенале Microsoft имеется набор сервисов, которые можно разделить на несколько классов:

  • Строительные блоки -- платформенные решения, функционал которых может использоваться в партнерских решениях через наборы API (прикладные интерфейсы для встраивания этих блоков в ПО независимых производителей. – Ред.) и базовых сервисов (например – Windows Live Platform, Silverlight Streaming, BizTalk Services, Virtual Earth)
  • Объединенные сервисы – комплексные настраиваемые решения, которые партнеры могут предоставлять потребителю в режиме хостинга (Managed Services, Xbox Live, Forefont, Security for Exchange Server, Exchange Hostes Services, Windows Live OneCare).
  • Т.н. конечные сервисы – готовые услуги для конечных пользователей (Windows Live, Office Live, Microsoft Dynamices Live CRM).

В то же время представители Microsoft подчеркивают, что продвижение модели S+S – это не самоцель. И заказчикам, и Microsoft нужно, что партнеры могли предоставлять на рынке широкий спектр услуг всех моделей – и традиционных (простейшая перепродажа программных продуктов) до самых современных, рассчитанных исключительно на обслуживание пользователя в режиме онлайн.

Российский рынок ПО тем временем развивается собственным путем (дрейфуя, разумеется, под влиянием глобальной тенденции в сторону онлайн-обслуживания потребителей). В ход идут прежде всего продукты, функционально, казалось бы несложные, но позволяющие IT-консультанту эффективно работать без того, чтобы самому приезжать к заказчику. Например, популярным вариантом реализации того, что в Microsoft называют «S+S», в России стало использование продукта Radmin производства Famatech. Он позволяет, связавшись с компьютером заказчика, с абсолютной точностью эмулировать (имитировать) работу на нем. IT-консультант получает, таким образом, возможность выполнить обслуживание ПО удаленно, онлайн, в реальном времени. Функционально аналогичные средства встроены в состав операционных систем Windows, но по удобству и эффективности они уступают продукту независимого производителя.

Этот пример – отнюдь не пример неудачи Microsoft. Напротив, именно такие продукты, как Radmin, обогащают корпорацию, позволяя одновременно зарабатывать ее партнерам – таким компаниям, как Famatech. Вопрос об успехе или неудаче майкрософтовской концепции S+S в России сводится, таким образом, к вопросу, во-первых, о том, будет ли уровень компьютерного пиратства в России находится на приемлемом уровне. Тенденция последних двух лет позволяет дать положительный ответ на этот вопрос: Россия стала страной, где имеет место цивилизованная торговля программным обеспечением. Во-вторых, успех S+S зависит от того, найдет ли Microsoft в нашей стране достаточное количество компаний-партнеров, чья квалификация позволяет продавать и поддерживать технологии S+S.